Город: Екатеринбург
Все взрослые сначала были детьми или что значит для нас детство
Детство – самая прекрасная пора жизни. Кто из нас порой не вспоминает свое беззаботное детство? Однако, несмотря на безоблачность детства и свободу от многих житейских тягот (хотя и это не всегда так), этот период является наиважнейшим в становлении каждого человека. Именно от того, как ребенок будет решать возникающие перед ним трудности, и будет зависеть все его дальнейшее развитие и взрослая жизнь. Но кто как не родители помогают ему это делать? Далее мы расскажем об основных трудностях и тех подводных камнях, которые могут помешать нормальному развитию ребенка в этот период.
Психологами даются самые разнообразные периодизации детства, однако большинство из них сходятся в главном – в жизни каждого ребенка существуют так называемые критические и сенситивные периоды. Что же это за периоды и чем они важны? Сенситивным называется период, являющийся наиболее благоприятным для формирования у ребенка какой-либо функции. К примеру, для становления речи такой период приходится на возраст в интервале от 8 месяцев до 2 лет. Именно в это время ребенку необходим максимум разговорного общения. Однако если по какой-либо причине в данный период научение функции не произойдет, это не приведет к необратимым последствиям. Этим сенситивный период отличается от критического, когда конкретная функция или способность должна реализоваться только в конкретных временных рамках. В противном случае существует риск утратить ее безвозвратно. Хотя критические периоды и ограничены жесткими рамками, сами они достаточно редки и приходятся на самые ранние этапы жизни младенца.
Помимо упомянутых периодов, на каждом этапе развития ребенок испытывает свои специфические трудности, проблемы и радости. С самых первых месяцев жизни ребенок начинает составлять свое представление об окружающем его мире, которое в последующем может остаться на всю жизнь. Именно в это время он узнает, каков мир вокруг него – надежный, теплый и добрый или безразличный, опасный и пустой. Мать в это время для ребенка является самым важным человеком, и если ее часто не бывает рядом, а крики и плач ребенка нисколько не помогают, ребенок убеждается, что мать все равно не придет и существует большая доля вероятности, что в будущем он будет чаще испытывать чувство одиночества и ненужности. С другой стороны, если ребенок постоянно видит раздраженное лицо мамы, пусть даже связанное с проблемами на работе или неурядицами с мужем, то это способно заложить у малыша начало будущей депрессии. В детстве большое значение придается всему – окружающей обстановке, игрушкам, уходу и питанию, но как было доказано множеством психологов во всем мире, самой главной является любовь. По влиянию на физическое и психическое развитие ребенка она несравнима ни с чем другим – ни с количеством детей в семье, ни с материальным положением, ни с какими-либо другими внешними обстоятельствами.
Позднее, в период между 1 и 3 годами у ребенка начинается активное овладение речью, ходьбой и мышлением. Маленький ребенок испытывает неописуемый восторг, когда у него получается самому пройти несколько шагов или угадать, куда исчезла любимая игрушка. Однако именно в этот период ребенок встречается и с первыми запретами. Но изучение окружающего мира в это время для него жизненно необходимо, а неусыпный контроль за своим ребенком и постоянные окрики на него, желающие утихомирить неугомонное чадо, не приводят ни к чему хорошему. Вероятнее всего, такие родители не смогут гордиться значительными достижениями своих детей или их школьными успехами. С третьего года жизни у ребенка начинает формироваться личность. Вместе с этим приходит и постоянное упрямство. «Не хочу!» звучит чуть ли не каждую минуту. Здесь таится двойная опасность. С одной стороны, чрезмерное подавление воли ребенка может привести к дальнейшей его пассивности и зависимости. С другой, невозможность установить определенные правила и частое исполнение капризов ребенка может способствовать тому, что ребенок станет тревожным и неуверенным в себе. Этот период требует от родителей немало терпения, изобретательности и чувства юмора.
Другие периоды также характеризуются своими проблемами и радостями – в дошкольном возрасте ребенок осваивает мелкую моторику, у него развиваются память, внимание, мышление. Но если в это время он будет часто испытывать неудачи, а поддержки от родителей, которые ждут от своего ребенка совершенства во всем, будет недостаточно – у него может развиться хроническое чувство вины и заниженная самооценка. Поступление в школу также является для ребенка тяжелым испытанием и связано с массой трудностей – можно вспомнить хотя бы то, как резко меняется весь уклад его жизни, круг общения, появляются новые обязанности и т.д.
Здесь нами было очень кратко рассмотрены некоторые периоды в жизни ребенка и те трудности, которые могут возникать в каждом из них. Однако какими бы это трудности ни были, именно своевременная и адекватная помощь и поддержка со стороны родителей способна помочь ребенку преодолеть их. Поэтому в заключение предлагаем вам ответить на несколько вопросов. Как вы относитесь к предложенной информации, позволила ли она Вам узнать что-то новое? Как Вы сами решаете возникающие у Вас проблемы с детьми? А есть ли вас какие-нибудь собственные методы или «маленькие хитрости» при воспитании детей?